4. Сила свободы и свобода силы
Когда правда более не свободна,
свобода более не реальна.
Жак Превер
Да, в Узбекистане нет злоупотреблений свободой слова, так как невозможно злоупотреблять тем, чего не существует.
Конечно, в одном коротком выступлении невозможно анализировать все стороны соблюдения законодательства РУ о СМИ. Этого, может быть, и не надо делать.
Да, основная часть не только населения и его чиновников, но и самих журналистов не знают достаточно хорошо правовых основ деятельности СМИ. Такое знание законов, видимо, и не нужно им в связи существованием данных законов исключительно «де юре», а не «де факто».
Замечания о правовом нигилизме местных журналистов не касаются присутствующей здесь журналистской элиты. Присутствующие здесь гости и мои коллеги прекрасно знакомы с этими законами и знают истинную цену им.
Мне бы хотелось остановиться на одной юридической проблеме, точнее, на проблеме, ставшей уже не только юридической, но и общественно-политической. Это — цензура, или, как она не только сейчас, но и издавна называется, охрана государственных тайн в СМИ.
Говоря о необходимости республиканского правления и о невозможности власти одного человека, один из основоположников свободы слова, английский политический деятель и публицист 17 века Джон Мильтон сказал следующее: «Какое безумие возлагать заботы об общем благе на плечи одного человека, который, если он случайно хорош, не может сделать больше, чем всякий другой такой лее человек; если лее он дурен, то при его властных возможностях может принести зла гораздо более, чем миллионы других таких же людей». Значит, люди сами должны учиться управлять собой. Основная суть демократии — и есть самоуправление общества.